Публикации


Адамьянц Т.З.

Смыслы и смысловые нюансы на открытых интернет-платформах как предмет социологического изучения (на примере блогов патриотической направленности в «Дзене»)

Для цитирования: Адамьянц Т. З. Смыслы и смысловые нюансы на открытых интернет-платформах как предмет социологического изучения (на примере блогов патриотической направленности в «Дзене»). –  Социологическая наука и социальная практика. 2023. Т. 11, № 4. С.204-220.

Введение. 

Распространение Интернета качественно расширило возможности и масштабы участия непубличных людей в обсуждении и оценке актуальных политических, социально-политических, экономических и прочих событий и проблем (имеются в виду личностные комментарии, ответы на комментарии и так называемые «лайки» к онлайн выпускам/материалам СМИ, сайтов и блогов). Непрерывно продолжающийся процесс виртуальных обсуждений и  оценок, в который вовлечено огромное число наших соотечественников, является, по сути дела, стихийным вариантом гражданского участия, побуждающим, благодаря специфике открытых интернет-платформ, к включению в многоуровневую интеракцию людей с активной жизненной позицией,  имеющих собственное мнение  и/или личностные  эмоции в связи с предметом обсуждения. Привлекательны такие обсуждения и для пассивных наблюдателей, получающих возможность проверить свою точку зрения или выработать её, соглашаясь или не соглашаясь  с мнением участников.

Феномен массовых коммуникационных взаимодействий не мог остаться вне поля внимания представителей самых разных направлений современной социологической науки, констатирующих возникновение «виртуальных социокультурных миров» [1], «сетевой интериоризации» [2], «сетевых узлов»,  «неформальных групп единомышленников» [3; 4] и т.д.

При изучении новой виртуальной реальности, отражающей и/или влияющей, в той или иной степени, на политические, социально-политические, экономические и т.д. процессы в социуме, применяются как количественные, так и качественные методы и подходы. При этом специфика коммуникации в Интернете, где, как известно, используется не только текст (в традиционном понимании термина), но также и звук, и изображение, равно как и «разнобой» материалов по содержанию, форме подачи, частоте и времени появления,  нередко обращают к поиску таких методов и подходов, которые позволяют изучать те важные для социологических выводов компоненты, которые кроются между слов, звуков, изображений.

В исследовании, о котором пойдёт речь, предметом анализа оказались латентные смыслы [5], ставшие побудительными стимулами к  участию в массовых коммуникационных взаимодействиях  на открытой интернет-платформе «Дзен», а также вербально проявленные эмоциональные состояния, которые также являются компонентами сложного смыслового ядра. В соответствии с семиосоциопсихологической  концепцией социальной коммуникации [6; 7], в русле которой выполнено исследование, в каждом целостном, завершенном произведении  наличествует  константный смысл, который представляет собой виртуальный многоуровневый конструкт, состоящий из комплекса  взаимоподчиненных коммуникативно-познавательных программ, ориентированных на коммуникативную (авторскую) интенцию, или «равнодействующую мотивов и целей (точнее –искомого результата)… общения и взаимодействия людей…» [7, с. 16]. Углублённое представление о смысле и способе его реализации позволяет выявлять в изучаемых материалах (в нашем случае в отдельных блогах и комментариях к ним) латентные многоуровневые структуры, служащие для донесения авторских интенций или, что равнозначно, константных смыслов, включая при этом в анализ не только тексты  в традиционном понимании термина, но и звуки,  и изображения, и видео, а также любые варианты их сочетаний.

Объект, предмет, цели и задачи изучения коммуникационных взаимодействий на открытой интернет-платформе «Дзен»

Актуальным и широко востребованным интернет-пространством для наших соотечественников оказывается платформа «Дзен», имеющая канал для блогеров и рекомендательную ленту контента для пользователей  с возможностью принять участие в обсуждении (оставить комментарий, ответ на комментарий, знак согласия или несогласия). Практически любой выпуск блога, в соответствии со спецификой жанра, является авторским комментарием на ту или иную волнующую автора тему, что, в свою очередь, оказывается стимулом к появлению потока ответных комментариев; далее ситуация продолжает развиваться по принципу снежного кома: комментарии от посетителей обрастают так называемыми ответами, большинство которых фактически также являются комментариями; наконец, и к комментариям, и к ответам на них можно поставить знак одобрения («плюс») или несогласия («минус»).

В качестве объекта изучения в проведенном исследовании первоначально рассматривались блоги общественно-политического содержания на платформе «Дзен», имеющие многотысячное число подписчиков, а также, в добавление к этому параметру, многотысячное число комментариев, ответов на комментарии и знаков «плюс» – «минус» в рамках отдельных материалов/выпусков. Таковыми, исходя из приведенных на платформе статистических данных, оказались блоги патриотической направленности, посвящённые анализу актуальных общественно-политических событий.

Предмет изучения оказался комплексным: исследовались смыслы и смысловые нюансы коммуникационных взаимодействий в рамках обозначенных блогов, которые, в дополнение к традиционному желанию одной стороны рассказать (а другой – узнать) об актуальном событии или проблеме, вносят в общение новое, притягательное для обеих сторон качество и тем самым побуждают к интеракции. Такай ракурс анализа позволяет понимание ключевых позиций в системе личностных ценностей и социальных представлений большого числа наших соотечественников – той социокультурной группы, своеобразными постпредами которой являются участники многотысячных интеракций:  что «предпочитается в наибольшей степени… чем восхищаются… что считается  нормальным, правильным… что не одобряется, порицается и, на крайнем полюсе, считается аморальным, преступным» [9, с. 559].

Цель изучения состояла в анализе и обобщении опыта применения комплекса исследовательских методов и подходов, позволяющих выявление глубинных смыслов и смысловых нюансов в любом целостном, завершенном коммуникативном акте [5]. Задачами  изучения оказалось, во-первых, выявление латентных смыслов и смысловых нюансов в блогах патриотической направленности, а также, во-вторых, предоставление научно обоснованных выводов об особенностях их влияния на социальные представления и эмоции наших соотечественников. Гипотезой изучения было предположение о позитивном влиянии блогов патриотической направленности на процессы социальной адаптации участников многоуровневых интеракций.

Актуальность изучения обусловлена социальной значимостью интерактивных взаимодействий в Интернете, которые стали одной из основных коммуникационных платформ общения и взаимодействия наших соотечественников. Актуальность обусловлена также социальной целесообразностью научного поиска таких форм и способов коммуникационных взаимодействий, которые способствуют укреплению патриотизма, оптимизма, снимают неуверенность и тревожность населения в условиях проходящей СВО, санкционной политики Запада и информационно-смыслового давления извне, ориентированного на деморализацию и раскол российского общества.

Эмпирическая база, методы сборки и обработки данных

К проблеме репрезентативности исследовательских данных. Жанровые особенности большинства блогов в Интернете двояки: с одной стороны, все их компоненты реальны, в силу возможности удостовериться в подлинности профиля (учетной записи) любого участника обсуждений, а с другой, поскольку у авторов есть право удалять не устраивающие их комментарии, – все компоненты блога проходят, при желании автора, предварительный отбор. Кроме того, согласно правилам и условиям «Дзен», при размещении материалов действуют ограничения в содержании и стилистике, т.е. своего рода цензура. Перед нами, следовательно, специфический, возможный только в условиях интернет-коммуникации жанр с преобладанием достоверных, но все же прошедших несколько ступеней отбора составных блоков, в связи с чем экстраполяция полученных данных об особенностях коммуникационных взаимодействий в рамках изучаемых блогов на весь  социум была бы некорректной.  Речь может идти о репрезентативности и научной обоснованности исследовательских результатов только в рамках изучаемых нами блогов, а также о прогнозировании их возможного влияния (на уровне тенденций) на представителей тех социокультурных групп, которые разделяют схожие ценности.

Всего было проанализировано 1200 текстовых единиц: в каждом из названных блогов  по 25 выпусков и по 275 комментариев/отзывов к ним. Началом временных рамок изучения была определена дата 1 сентября 2022 г., однако окончание  наблюдений не было одновременным, поскольку частота создания и транслирования выпусков не регламентирована и зависит исключительно от воли и решений авторов блогов. Учитывая соблюдение нами важного для социологического анализа принципа минимальной базовой группы, согласно которому следует изучить не менее 25­–30 единиц анализа по каждой из независимых переменных [11; 12], полученные данные репрезентативны в рамках обозначенного выше ограничения. Исследование позиционируется как качественное, направленное на прослеживание тенденций в особенностях влияния блогов патриотической направленности на процессы социальной адаптации в условиях проходящей СВО и санкционного давления Запада.

Использованные методы и подходы. Для решения поставленных задач потребовалось применение различных методов и подходов, комплекс которых позволил  получить представление о тенденциях в динамике и векторе реакций больших групп людей по отношению к обсуждаемым  событиям или проблемам. При  выявлении глубинных смыслов в материалах блогов, отвечающих «злобе дня», но разноплановых как по частоте и времени выхода, так и по содержанию и форме подачи, был использован метод мотивационно-целевого анализа,  разработанный в рамках семиосоциопсихологической концепции социальной коммуникации [6].

Для доказательного выявления латентных смыслов в анализируемых нами блогах была использована типовая мотивацонно-целевая структура, традиционно применяющаяся в исследованиях прикладного плана [13, с. 15‑19]. Типовая структура имеет форму сужающегося кверху конуса и состоит из нескольких взаимосвязанных и взаимозависимых уровней, каждый из которых ориентирован на авторскую интенцию (смысл) и служит целям её реализации; все уровни структуры «пронизывает» проблемная ситуация, являющаяся первопричиной создания конкретного материала/текста:

  • I уровень (вершина структуры) – авторская интенция (смысл);
  • II уровень – тезисы;
  • III уровень – аргументы и контраргументы;
  • IV уровень – иллюстрации и контриллюстрации к тезисам, контртезисам, аргументам, контраргументам;
  • V уровень – фоновый материал к любому из вышестоящих уровней;
  • VI, VII уровни (нижняя часть структуры) – фоны к фонам.

Каждый отдельный материал отличается от других оригинальной модификацией типовой мотивационно-целевой структуры, посредством которой автор/коммуникатор обозначает на виртуальном плане актуальную для него проблемную ситуацию и свое представление о способе ее решения.

Процедура изучения смысловых нюансов в анализируемых нами блогах состояла, во-первых, в определении проблемных ситуаций, вызвавших к жизни каждый конкретный выпуск, и, далее,  в проявлении их мотивационно-целевых структур, вершиной которых оказываются их уникальные латентные смыслы.

Выделение латентных смыслов происходит в соответствии с абдукцией – универсальной познавательной процедурой [14].  Как правило, ментальный поиск начинается с нижних уровней мотивационно-целевой структуры, т.е. с деталей, подробностей, проявленных эмоциональных состояний.  Далее следует своеобразное «ментальное оперирование», состоящее из неоднократных выдвижений и опровержений гипотез об особенностях структурной организации (тезисы, аргументы, иллюстративные элементы, фоновый уровень, их взаимодействие между собой) изучаемого материала; залогом верности ментальных перемещений оказывается  стройность проявляющейся в сознании многоуровневой структуры и невозможность выстроить её как-либо иначе; итоговым результатом оказывается  «смысловой контакт», или искомый латентный смысл.

При изучении вербально проявленных эмоциональных состояний авторов комментариев и ответов на них использовался  метод контент-анализа – «исследовательская техника анализа содержания текстов для получения информации о состояниях и свойствах социальной реальности» [15, с. 192]. Данные об эмоциональных состояниях участников интеракции дают представление об аффективном (эмоциональном) уровне социальной установки по отношению к обсуждаемым темам или проблемам; как известно, аффективный (эмоциональный) уровень социальной установки [16], вкупе с когнитивным, оказывает влияние на тенденции в направленности поведения личности.

В центре внимания на данном этапе изучения оказались смысловые значения слов, словосочетаний и фраз, использованных в комментариях и ответах на них). Для отбора и дальнейшего анализа были определены следующие категории изучения, которые при дальнейшем анализе рассматривались как показатели качества социальной адаптации личности: оптимизм, патриотизм, уверенность в благоприятном исходе, неуверенность, тревожность, снятие тревожности, раздражительность, негодование.

Полученные данные о вербально проявленных эмоциях и эмоциональных состояниях позволили оценить не только особенности отношения к обсуждаемым темам и проблемам представителей тех социокультурных групп, которых репрезентируют участники, но и к глубинным смыслам, циркулирующим в рамках анализируемых блогов.

Исследовательские результаты: латентные смыслы блогов патриотической направленности

Для изучения были выбраны следующие авторские блоги: «Константин Двинский» (268K подписчиков), «Исторические напёрстки»  (254,6 K подписчиков), «Захар Прилепин» (284,5K подписчиков),  «Наталия Ефимова» (192,9 K подписчиков). Выбор был обусловлен рекомендательными предложениями платформы «Дзен» при запросе материалов общественно-политического содержания и подтверждён данными об их смысловых доминантах, полученными посредством мотивационно-целевого анализа. Все избранные для изучения блоги  представляют собой авторский анализ актуальных, в большинстве случаев уже известных из официальных источников политических, социально-политических или экономических событий/проблем.

Результаты проведённого мотивационно-целевого анализа показали, что доминирующими стимулами для включения в процесс коммуникации авторов блогов оказалось комплексное стремление детально разобрать фактологические и морально-нравственные аспекты освещаемых событий и проблем и дать личностный прогноз с учётом интересов страны.  Лидирующую позицию в транслируемых смыслах всех проанализированных нами блогов занимает патриотизм во всех нюансах проявления этого качества: здесь и любовь к своей стране, и гордость её успехами, и огорчения из-за неудач и прочих проблем, и осуждение разного рода недоброжелателей. Аргументами для донесения искомых смыслов оказываются доказательства точности, логической обоснованности, соответствия морально-нравственным ценностям. На основании этих критериев ведутся дальнейшие рассуждения о справедливости, честности, порядочности, правильности той или иной точки зрения, действия или решения. Вот как выстраиваются латентные мотивационно-целевые структуры авторских материалов в блогах патриотической направленности:

  • I уровень: авторская интенция (смысл) – личностные выводы о фактологических особенностях и/или мотивационно-целевых нюансах обсуждаемого события или проблемы с учётом интересов страны, то особенное и принципиально важное, что автор «видит» и желает сообщить;
  • II уровень: тезисы и контртезисы –   заявление о свой точке зрения, оценке, выводе / заявление о точке зрения, с которой автор не согласен;
  • III уровень: аргументы или контраргументы – объяснение, доказательство своей оценки, точки зрения / объяснение причины несогласия (почему?);
  • IV уровень: иллюстрации к тезисам и аргументам – факты, события, слова, фразы, изобразительный и/или звуковой ряд в рамках обсуждаемого события;
  • V уровень: фоны – упоминания о случаях, фактах, наблюдениях из личного опыта автора, ссылки на высказывания авторитетных персон, историю вопроса, примеры аналогичных ситуаций и т.д.;
  • VI уровень: фоны к фонам – вербально проявленные эмоции, дополнительные детали и т.д.

Приведём в качестве примера латентную мотивационно-целевую структуру выпуска блога Наталии Ефимовой от 12 сентября 2022 г.

  • I уровень (авторская интенция, или смысл): реалии современной жизни касаются каждого: вербально заявлена дважды: как название выпуска и фразой в самом конце;
  • II уровень (тезисы): важно единение по ключевым вопросам (заявлен автором в конце передачи); необходимо патриотическое воспитание в школе (авторский текст об обсуждении проблемы в телепрограмме А. Норкина);
  • II уровень (контртезисы): в обществе нет единого консенсуса; социум не видит целесообразности патриотического воспитания в школе (авторский текст о словах Б. Надеждина в телепрограмме);
  • III уровень (аргументы к тезисам): авторский текст о данных ФОМ об одобрении присоединения новых регионов России; авторский текст с примерами из личного опыта автора и её дочери о целесообразности патриотического воспитания в школе;
  • III уровень (контраргументы): авторский текст о словах Б. Надеждина в телепрограмме: «Дети и так перегружены»; «Пусть этим занимаются те, кто хочет стать военным»;
  • IV уровень (иллюстрации к тезису и аргументам к тезису): авторский текст и сделанные автором сканы сайта Института региональных проектов и законодательства, президентом которого является Б. Надеждин: на сайте во всех ипостасях значится он один, следовательно, представляет только самого себя; авторский текст: размышления о непростых отношениях А. Ахматовой с властью и о её патриотической позиции в трудное для страны время;
  • V уровень (фоны к тезисам, аргументам и иллюстрациям): цитата из стихотворения А. Ахматовой, написанного в 1942 г.: «Мы знаем, что ныне лежит на весах и что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах и мужество нас не покинет».
  • VI уровень (фоны к фонам): сканы телепрограммы А. Норкина (общий план,  телеведущий, участники,  вопрос-лозунг на заднем плане телестудии: «Касается каждого?!»).

Комплекс латентных смыслов и способов их проявления в авторских материалах создаёт для посетителей блога эффект уникальности авторской интенции и заинтересованности в дальнейших встречах именно с этим автором, что гарантирует большое количество ответных комментариев, ответов на них и знаков согласия или несогласия. (Следует отметить, что подобное отношение к авторам проанализированных нами блогов не случайно: автор блога «Наталия Ефимова» в молодости была журналистом и руководителем редакционной службы в США от газеты «Московский комсомолец»; автор блога «Захар Прилепин» – известный писатель, публицист и общественный деятель; автор блога «Исторические напёрстки» – журналист, писатель и поэт Вячеслав Дорошин; автор блога «Константин Двинский» – популярный политолог, анализирующий преимущественно сферу экономики).

Что же происходит на противоположном полюсе интеракции, т.е. у воспринимающей стороны? Основным смысловым посылом в материалах авторов комментариев (и ответов на них) большей частью обнаруживается желание  оказаться вовлечёнными в обсуждение, сообщить о своей точке зрения, дать оценку, а также, опираясь на транслируемый автором блога позитивно-патриотический смысловой посыл и  складывающееся в результате интеракции коллективное мнение, получить надежду на благоприятный исход.

Отправной точкой, позволяющей позитивные прогнозы и оптимизм у всех участников, является уверенность в  действенности  традиционных морально-нравственных принципов [1; 17], на основе апелляций к которым происходит виртуальная многоликая интеракция и которые, по совокупному негласному согласию,  приведут (не могут не привести!) к  желаемому результату.  В этой связи актуально мнение бесспорного авторитета в вопросах нравственности и морали И. Канта о том,  что  «…человеческий разум в сфере морального, даже при самом обыденном рассудке, легко может достигнуть высокой степени правильности и обстоятельности» [18, с. 226].

Таким образом, для блогов патриотической направленности характерна, с одной стороны, ориентация авторов блогов на позитивно-поддерживающую миссию по отношению к потенциальной аудитории и, с другой, стремление участников ответной интеракции оказаться причастными к оценке и решению обсуждаемой проблемы, а также, что немаловажно, получить некую утешительно-поддерживающую опору. Полученные результаты находятся в соответствии с данными исследований, проведённых российскими социологами, о том, что «…главными смыслами жизни россиян» являются «социальная справедливость, социальная защищённость и стремление понять, какое общество строится в России» [19, с. 13].

Исследовательские результаты: вербально проявленные эмоциональные состояния авторов комментариев и ответов на них

Ориентиром в векторе эмоциональных реакций посетителей блогов оказываются продуцируемые авторами блогов социально значимые смыслы, которые в процессе восприятия одобряют (либо напротив, не одобряют) участники многоуровневых интеракций.

При использовании авторами блогов позитивно-оптимистических смысловых нюансов в ответных комментариях и ответах на них были зафиксированы, в диапазоне ­­­­­­­90–95% от общего числа анализируемых текстовых единиц (на данном этапе изучения), такие эмоциональные состояния,  как оптимизм, патриотизм, уверенность, снятие тревожности; при подсчете считалось достаточным наличие в анализируемой текстовой единице слов, словосочетаний или фраз, смысловое значение которых адекватно хотя бы одному из обозначенных показателей качества социализации и социальной адаптации личности.

При наличии в авторских материалах интенциональных нюансов с элементами осуждения или недовольства складывающими обстоятельствами  в ответных комментариях и ответах на них были зафиксированы, в диапазоне 85–90% от общего числа анализируемых текстовых единиц (на данном этапе изучения), такие эмоциональные состояния, как раздражительность, тревожность, негодование, сопровождающиеся в большинстве случаев предложениями способов оптимального выхода и надеждой на благоприятный исход; при подсчете и в данном случае считалось достаточным наличие в анализируемой текстовой единице слов, словосочетаний или фраз, смысловое значение которых адекватно хотя бы одному из обозначенных показателей.

 Вместо заключения

Проведённое исследование показало  эффективность комплексного применения методов мотивационно-целевого анализа и контент-анализа для выявления глубинных смыслов и смысловых нюансов в любом целостном, завершенном коммуникативном акте. Полученное в результате комплексного изучения знание о латентных смысловых нюансах коммуникационных взаимодействий на открытых платформах Интернета позволяет понимание сущностных, глубинных особенностей социальных представлений, системы ценностей и эмоциональных реакций большого числа людей, объединенных едиными смысловыми и эмоциональными полями. И поскольку полученные результаты с некоторой долей условности можно распространить и на представителей той социокультурной группы, своеобразными полпредами которой являются многотысячные участники интеракций, для социальной науки открывается возможность практически наглядно и в режиме реального времени изучать «способы самоорганизации и воспроизводства вещества и форм социальности»  [20, с. 19].

Комплекс полученных знаний свидетельствует о положительном влиянии и, следовательно, высоком потенциале проанализированных нами блогов патриотической направленности на процессы социальной адаптации как непосредственных участников обсуждений, так и представителей той социокультурной группы, которая разделяет их ценности. Превалирующими смысловыми нюансами в проанализированных нами блогах оказались любовь к своей стране, её истории и традициям, а также стремление поддержать или получить в процессе коммуникации надежду на благоприятный для общества и страны результат. Характерно при этом, что надежду и уверенность всем участникам придаёт вера в приоритет морально-нравственных ценностей, которые живут в обществе и которые, как считает большинство участников, приведут к желаемому результату[1]. Зафиксирован также  высокий уровень показателей оптимизма, обретения уверенности и снятия тревожности среди участников интеракций в рамках проанализированных блогов.

Социологические данные о смысловых и эмоциональных особенностях коммуникационных взаимодействий на открытых площадках Интернета могут служить основанием для принятия различного рода управленческих, политических и других решений и действий (эффект «пальца на пульсе»). Так, выводы о позитивном влиянии проанализированных нами блогов на процессы социальной адаптации в современной России актуализируют целесообразность вмешательства Роскомнадзора в  организационное и правовое регулирование взаимоотношений авторов патриотически ориентированных блогов  с модераторами платформы «Дзен»; речь идет о ситуациях необоснованных «ограничений», задержек и даже «забаниваний», о которых нередко  сообщают авторы в своих материалах.

Список литературы

  1. Адамьянц Т. З. Виртуальные социокультурные миры на открытых платформах Интернета // Социологическая наука и социальная практика. 2022. Том 10. №1. С. 58-72 DOI:https://doi.org/10.19181/snsp.2022.10.1.8860 EDN: TKSBBA
  2. Воронкова О. А. Сетевая интериоризация – становление новой мотивационной матрицы социально-политического участия // Социально-политические исследования. 2020. № 1 (6). С. 17-28. DOI: 20323/2658-428X-2020-1-6-17-28 EDN: GIOCPV
  3. Люблинский В.В., Михайленок О.М. Развитие сетевого общества и цифровых технологий в зеркале социальной политики (международный опыт и Россия) // Социально-гуманитарные знания. 2023. № 2. С. 15-22. EDN: MFFLKR
  4. Михайленок О.М., Щенина О.Г. Гуманитарная экспертиза цифровизации: политологический аспект // Социально-гуманитарные знания. 2022. №5. С. 130-134. DOI: 34823/SGZ.2022.5.518906 EDN: MKGHXT
  5. Адамьянц Т. З. Социальные смыслы как предмет социологического анализа // Социологические исследования. 2021. № 9. С. 16-25. DOI: 31857/S013216250015252-0 EDN: NKIIOT
  6. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М.: Наука, 1984. – 268 с.
  7. Дридзе Т.М. Две новые парадигмы для социального познания и социальной практики // Социальная коммуникация и социальное управление в экоантропоцентрической и семиосоциопсихологической парадигмах: в 2 кн. Кн. 1. М. Институт социологии РАН. 2000. С. 5-42. ISBN 5-89687-005-2
  8. Винокурова С.П. Патриотизм // Социология: Энциклопедия. / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко: Минск. Книжный дом. С. 713.
  9. Яковлев А. М. Ценность социальная // Социологический словарь. / Отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М., Норма, 2008. С. 559. ISBN 978-5-468-00195-0
  10. Леверовская Я.В., Балцевич В.А., Балцевич С.Я. Социальная адаптация // Социология: Энциклопедия. / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко: Минск. Книжный дом. С. 941-942.
  11. Гурвич Ф. М. Методы  и  процедуры  получения  экспертной  информации  (ч.1)  //  Экономика и математические методы. 1973. Т. IX, № 5. С. 962–975.
  12. Гурвич  Ф. М. Методы  и  процедуры  получения  экспертной  информации  (ч.2)  //  Экономика и математические методы. 1973. Т. IX, № 6. С. 1157–1169
  13. Адамьянц Т. З. Социальные смыслы глобальных процессов и перемен: механизмы и катализаторы (монография) М.: Институт социологии РАН, 2017. (httpHYPERLINK «http://www.isras.ru/publ.html?id=5020»://HYPERLINK «http://www.isras.ru/publ.html?id=5020″wwwHYPERLINK «http://www.isras.ru/publ.html?id=5020».HYPERLINK «http://www.isras.ru/publ.html?id=5020″israsHYPERLINK «http://www.isras.ru/publ.html?id=5020».HYPERLINK «http://www.isras.ru/publ.html?id=5020″ruHYPERLINK «http://www.isras.ru/publ.html?id=5020″/HYPERLINK «http://www.isras.ru/publ.html?id=5020″publHYPERLINK «http://www.isras.ru/publ.html?id=5020».HYPERLINK «http://www.isras.ru/publ.html?id=5020″htmlHYPERLINK «http://www.isras.ru/publ.html?id=5020»?HYPERLINK «http://www.isras.ru/publ.html?id=5020″idHYPERLINK «http://www.isras.ru/publ.html?id=5020″=5020). Дата обращения 01.9.2023. EDN: ZAVGHF
  14. Peirce Ch. Collected Papers. Vol. 6. Cambridge, MA: The Belknap Press of Harvard Univ. Press, 1956.
  15. Таршис Е. Я. Контент-анализ // Социологический словарь. / Отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. М., Норма, 2008. С. 192-194.
  16. Smith МВ.Attitude Change // lnternational Encyclopedia of the Social Sciences/Ed. by D. L. Sills. Crowell, 1968.
  17. Кублицкая Е. А. Золотое правило нравственности в практиках и оценках населения столичного мегаполиса // Российское общество и государство в условиях пандемии: социально-политическое положение и демографическое развитие Российской Федерации в 2020 году: [Коллективная монография] / Осипов Г. В. и др. – М.: ИТД Перспектива, 2020. C. 470-484. ISBN 978-5-905790-48-5. DOI 38085/978-5-905790-48-5-2020-1-532.
  18. Кант И. Основы метафизики нравственности (1785) // Кант И. Собрание сочинений: в 6 т. М.: Мысль, 1965. Т. 4. Ч. 1. С. 221-313.
  19. Тощенко Ж. Т. Смыслы как качественная и сущностная характеристика социологии жизни // Гуманитарий Юга России. 2017. Том 6. №5. С. 13-28. DOI: 23683/2227-8656.2017.5.1 EDN: ZNGTTH
  20. Дридзе Т. М. Станет ли социология «наукой наук об обществе?» // Социологические исследования. 2001. №3. С. 19-20.

Адамьянц Т.З.
Концепции понимания в коммуникации: в поисках платформы для взаимопонимания  // Общественные науки и современность. 2014. №4. С. 121-131.

В статье проведен сравнительный анализ двух разных подходов к феномену понимания в коммуникации: герменевтики, в основе которой идея творческого толкования и личностного интерпретирования (множественности смыслов), и семиосоциопсихологии, обосновывающей утверждение о константности смысловых доминант (авторской коммуникативной интенции) в рамках целостного, завершенного коммуникативного акта. Прослежены социально значимые последействия широкого распространения в социуме каждого из анализируемых подходов.

  Текст статьи «Концепции понимания…»

Адамьянц Т.З.

Инновационные методы и подходы в социальном прогнозировании и социальном проектировании // Среднерусский вестник общественных наук. 2013. №2. С. 38-43.

В статье идет речь о социальных технологиях, в основе которых лежит комплексный опрос, позволяющий получение и сопоставление социологических, со­циально-психологических и социоментальных характеристик респондентов.

http://www.isras.ru/files/File/publ/Adamiant_Innovative_methods_and_approaches_in_social_forecasting.pdf


Адамьянц Т.З.
Качественные индикаторы процессов самоорганизации и самоопределения в среде современных подростков // Общественные науки и современность. 2013. №3. С. 163-176.

В статье сообщается о комплексном исследовании, позволившем выявить и сопоставить такие характеристики современных подростков, как уровень развития коммуникативных навыков, особенности их «картин мира» и данные социометрии. Прослежена взаимосвязь между уровнем развития коммуникативных навыков личности и качеством социальной и гуманитарной направленности ее представлений о действительности, влияющих, в свою очередь, на особенности самоопределения и самоорганизации.

http://www.isras.ru/publ.html?id=2795


Адамьянц Т.З.
Социоментальная личность (опыт комплексного изучения современных подростков) // Мир психологии. 2012. №3. С. 163-173.

В статье исследуется взаимосвязь между уровнем развития коммуникативных навыков, характеризующим качество понимания коммуникационных процессов, и уровнем социоментальным, определяющим качество социальной и гуманитарной направленности
«картин мира» (социальных представлений) личности. Для доказательства приводятся эмпирические данные комплексного изучения современных подростков.
http://www.isras.ru/files/File/publ/Adamyants_Socioment_lichn_2011.pdf


Адамьянц Т.З.
Массовое социоментальное развитие: миф или реальная возможность? // Общественные науки и современность. 2012. №1. С. 27-46.

В статье исследуются новые возможности массового развития важной социоментальной характеристики личности – коммуникативных навыков, проявляющихся в особенностях ориентирования в коммуникационных процессах и в степени понимания смысловых доминант воспринятых произведений.
Текст статьи


Адамьянц Т.З.
Понимание и взаимопонимание как определяющий фактор построения коммуникативного взаимодействия // Мир психологии. 2011. №2. С. 292-300.

В статье сообщается о данных комплексного опроса аудитории, реализованного в рамках проекта РФФИ в 2008-2010 гг. под руководством автора статьи. Приведены сведения о параметрах социоментальных групп  (групп по уровню развития коммуникативных навыков) среди аудитории разного возраста, уровня образования и т.д. Приведены также данные эксперимента по развитию у детей дошкольного возраста навыков понимания интенциональности, или равнодействующей авторских мотивов и целей, при восприятии произведений,  соответствующих возрасту детей, проведенного в 2010 г. по оригинальной методике, разработанной автором.
ISSN 2073-8528

Текст статьи


Адамьянц Т.З.
Что такое понимание и можно ли ему научиться // Директор школы. 2011. №9. С. 78-82.

Статья посвящена проблеме понимания смысла коммуникативных актов, выстраивания диалогической коммуникации. В образовательных программах и технологиях эти задачи постоянно декларируются, но понимаются зачастую неадекватно. Развитие коммуникативных навыков личности оказывается возможным при обучении основным положениям семиосоциопсихологической концепции, разработанной в рамках российской академической науки.
ISSN 1562-1308
Текст статьи


Адамьянц Т.З.
Современная молодежь: представления о действительности и социокультурные механизмы самоорганизации и самоопределения // Россия реформирующаяся: Ежегодник — 2010. Выпуск 9. — М.: Новый Хронограф, 2010. — С. 226-243.

Текст статьи


Адамьянц Т.З.
Дети в современной социокультурной среде // Россия реформирующая. Ежегодник / Отв. ред. М.К. Горшков. – Вып. 8. – М.: Институт социологии РАН, 2009. С. 405-417

Текст статьи


Адамьянц Т.З.
Между знанием и пониманием (феномен понимания в семисоциопсихологической парадигме) // Мир психологии. — 2009. — №3.

Статья посвящена проблеме понимания в сфере коммуникации, а также описанию социоментальных групп аудитории, различающихся качеством понимания основных смысловых доминант воспринятых произведений.  Статья выполнена в русле семиосоциопсихологической парадигмы, в основе которой  лежит представление об интенциональных (мотивационно-целевых) первопричинах общения и взаимодействия людей.

Текст статьи


Адамьянц Т.З.
Коммуникативные механизмы понимания: знак, значение, смысл. Интенция как смысловая доминанта коммуникативного акта (От знака и значения – к смыслу) // Мир психологии. 2008. № 2. С. 71-80.

Статья знакомит с разработанными в рамках семиосоциопсихологической парадигмы технологиями выделения смысловых доминант в любом целостном, завершенном коммуникативном акте (тексте). В основе этой парадигмы лежит представление об интенциональной (мотивационно-целевой) первопричине общения и взаимодействия людей; смысл текста связан с интенциональностью породившего его человека и реализуется в мотивационно-целевой (интенциональной) структуре, которая, в свою очередь, «овеществляется» теми или иными знаками, объективное значение которых в контексте может меняться и приобретать личностно-эмоциональный оттенок, который вкладывает в них автор (отправитель). В статье предлагается адаптированный для практических работ вариант типовой мотивационно-целевой структуры текста, а также способы выделения мотивационно-целевых структур.

Текст статьи