Публикации


Адамьянц Т.З.
Концепции понимания в коммуникации: в поисках платформы для взаимопонимания  // Общественные науки и современность. 2014. №4. С. 121-131.

В статье проведен сравнительный анализ двух разных подходов к феномену понимания в коммуникации: герменевтики, в основе которой идея творческого толкования и личностного интерпретирования (множественности смыслов), и семиосоциопсихологии, обосновывающей утверждение о константности смысловых доминант (авторской коммуникативной интенции) в рамках целостного, завершенного коммуникативного акта. Прослежены социально значимые последействия широкого распространения в социуме каждого из анализируемых подходов.

  Текст статьи «Концепции понимания…»

Адамьянц Т.З.

Инновационные методы и подходы в социальном прогнозировании и социальном проектировании // Среднерусский вестник общественных наук. 2013. №2. С. 38-43.

В статье идет речь о социальных технологиях, в основе которых лежит комплексный опрос, позволяющий получение и сопоставление социологических, со­циально-психологических и социоментальных характеристик респондентов.

http://www.isras.ru/files/File/publ/Adamiant_Innovative_methods_and_approaches_in_social_forecasting.pdf


Адамьянц Т.З.
Качественные индикаторы процессов самоорганизации и самоопределения в среде современных подростков // Общественные науки и современность. 2013. №3. С. 163-176.

В статье сообщается о комплексном исследовании, позволившем выявить и сопоставить такие характеристики современных подростков, как уровень развития коммуникативных навыков, особенности их «картин мира» и данные социометрии. Прослежена взаимосвязь между уровнем развития коммуникативных навыков личности и качеством социальной и гуманитарной направленности ее представлений о действительности, влияющих, в свою очередь, на особенности самоопределения и самоорганизации.

http://www.isras.ru/publ.html?id=2795


Адамьянц Т.З.
Социоментальная личность (опыт комплексного изучения современных подростков) // Мир психологии. 2012. №3. С. 163-173.

В статье исследуется взаимосвязь между уровнем развития
коммуникативных навыков, характеризующим качество понимания
коммуникационных процессов, и уровнем социоментальным,
определяющим качество социальной и гуманитарной направленности
«картин мира» (социальных представлений) личности. Для доказательства
приводятся эмпирические данные комплексного изучения современных
подростков.
ISSN 2073-8528

http://www.isras.ru/files/File/publ/Adamyants_Socioment_lichn_2011.pdf


Адамьянц Т.З.
Массовое социоментальное развитие: миф или реальная возможность? // Общественные науки и современность. 2012. №1. С. 27-46.

В статье исследуются новые возможности массового развития важной социоментальной характеристики личности – коммуникативных навыков, проявляющихся в особенностях ориентирования в коммуникационных процессах и в степени понимания смысловых доминант воспринятых произведений.
ISSN 0869-0499

Текст статьи


Адамьянц Т.З.
Понимание и взаимопонимание как определяющий фактор построения коммуникативного взаимодействия // Мир психологии. 2011. №2. С. 292-300.

В статье сообщается о данных комплексного опроса аудитории, реализованного в рамках проекта РФФИ в 2008-2010 гг. под руководством автора статьи. Приведены сведения о параметрах социоментальных групп  (групп по уровню развития коммуникативных навыков) среди аудитории разного возраста, уровня образования и т.д. Приведены также данные эксперимента по развитию у детей дошкольного возраста навыков понимания интенциональности, или равнодействующей авторских мотивов и целей, при восприятии произведений,  соответствующих возрасту детей, проведенного в 2010 г. по оригинальной методике, разработанной автором.
ISSN 2073-8528

Текст статьи


Адамьянц Т.З.
Что такое понимание и можно ли ему научиться // Директор школы. 2011. №9. С. 78-82.

Статья посвящена проблеме понимания смысла коммуникативных актов, выстраивания диалогической коммуникации. В образовательных программах и технологиях эти задачи постоянно декларируются, но понимаются зачастую неадекватно. Развитие коммуникативных навыков личности оказывается возможным при обучении основным положениям семиосоциопсихологической концепции, разработанной в рамках российской академической науки.
ISSN 1562-1308
Текст статьи


Адамьянц Т.З.
Современная молодежь: представления о действительности и социокультурные механизмы самоорганизации и самоопределения // Россия реформирующаяся: Ежегодник — 2010. Выпуск 9. — М.: Новый Хронограф, 2010. — С. 226-243.

Современная молодежь: представления о действительности и социокультурные механизмы самоорганизации и самоопределения.

ISBN 978-5-94881-155-0, 978-5-89697-198-6

Текст статьи


Адамьянц Т.З.
Дети в современной социокультурной среде // Россия реформирующая. Ежегодник / Отв. ред. М.К. Горшков. –
Вып. 8. – М.: Институт социологии РАН, 2009. С. 405-417

Текст статьи


Адамьянц Т.З.
Между знанием и пониманием (феномен понимания в семисоциопсихологической парадигме) // Мир психологии. — 2009. — №3.

Статья посвящена проблеме понимания в сфере коммуникации, а также описанию социоментальных групп аудитории, различающихся качеством понимания основных смысловых доминант воспринятых произведений.  Статья выполнена в русле семиосоциопсихологической парадигмы, в основе которой  лежит представление об интенциональных (мотивационно-целевых) первопричинах общения и взаимодействия людей.

Исследования по данной проблематике проводятся в рамках проекта РФФИ «Развитие коммуникативных навыков личности в зависимости от степени диалогичности информационной среды» № 08-06-00487 «а».

Текст статьи


Адамьянц Т.З.
Коммуникативные механизмы понимания: знак, значение, смысл. Интенция как смысловая доминанта коммуникативного акта (От знака и значения – к смыслу) // Мир психологии. 2008. № 2. С. 71-80.

Статья знакомит с разработанными в рамках семиосоциопсихологической парадигмы технологиями выделения смысловых доминант в любом целостном, завершенном коммуникативном акте (тексте). В основе этой парадигмы лежит представление об интенциональной (мотивационно-целевой) первопричине общения и взаимодействия людей; смысл текста связан с интенциональностью породившего его человека и реализуется в мотивационно-целевой (интенциональной) структуре, которая, в свою очередь, «овеществляется» теми или иными знаками, объективное значение которых в контексте может меняться и приобретать личностно-эмоциональный оттенок, который вкладывает в них автор (отправитель). В статье предлагается адаптированный для практических работ вариант типовой мотивационно-целевой структуры текста, а также способы выделения мотивационно-целевых структур.

Текст статьи