Из классиков

К читателям рубрики 

Здесь приведены  цитаты, которые иллюстрируют те или иные аспекты проблем понимания и взаимопонимания . Наиболее значимые, по моему мнению, места выделены жирным шрифтом.  К цитатам есть комментарии, но их нюансы будут понятны только тем, кто уже знаком с семиосоциопсихологической концепцией социальной коммуникации. Этот раздел будет увеличиваться, присылайте цитаты и Вы!

Коллаж для Фотошопа - Дерево сезонов " Каталог авторских Фот…

I. Цитаты, иллюстрирующие структурную организацию коммуникативного акта

Цитата 1.

«Все это зажигает мою душу, и вот уже я словно и не был печален, мой персонаж вырастает сам по себе, звуки становятся на свои места, и все произведение, каким бы длинным оно ни было, помещается в моей голове, законченное и полное, так что я вижу его в виде прекрасной картины или статуи и могу окинуть одним взглядом. Не то чтобы я слышал в своем воображении его последовательно, но я слышу все звуки как бы одновременно. Я не могу передать словами, какой это восторг!»

(Вольфганг Амадей Моцарт, из письма)

Комментарий. Это удивительное прозрение тайны гениального восприятия и творения.  Обратите внимание, насколько совпадает то, что «видит» в своем воображении гений, с нашим представлением о мотивационно-целевой структуре целостного, завершенного коммуникативного акта.  Гениальное творение, как правило, отличается еще и  высочайшим взлетом  авторской интенциональности («равнодействующей мотивов и целей»). Творец же испытывает при создании своего шедевра реальное ощущение полета, приближения, восторга. Подробнее можно прочитать вот в этой книге:

9298F9A1_3EC2_EA9E_356E_67514A08A69F_b

Цитата 2.

«Возьмите свою самую лучшую, самую новую идею. Прямо сейчас. Закройте глаза и воспроизведите ее в своем уме. Рассмотрите идею и поднимите руку, если вам покажется, что ваша идея состоит из слов.

Он сделал паузу.
-Сделана из металла?
Опять пауза.
-Пустое пространство?
Пауза.
-Кристалл?
Я поднял руку.
-Пожалуйста, откройте глаза.
Все сидели с поднятыми руками. Ропот удивления – смех, ахи, возгласы «ух, ты!»…

(Ричард Бах. Единственная (в повести речь идет о семинаре «самых умных людей планеты». Докладчик делает сообщение о том, что «идеи не есть мысли, но разработанные структуры»).

 Комментарий: Перед нами еще один пример глубинного художественного прозрения. То, что автор называет «идеей», безусловно, близко к понятию «интенциональность», хотя понятие «интенциональность» шире (включает, кроме осознанных компонентов, не всегда неосознанную мотивацию). Но вывод о структурной форме идеи восхищает.

Цитата 3.

«Я утверждаю, что слова полностью отсутствуют в моем уме, когда я действительно думаю… все слова исчезают точно в тот момент, когда я начинаю думать…мысли умирают в тот момент, когда они воплощаются в слова… и я полностью согласен с Шопенгауэром, когда он пишет: «Мысли исчезают в момент, когда воплощаются в слова» признался известный французский физик, механик и «легенда математики» Жак Адамар. И сообщил заодно, что вместо слов он пользуется «пятнами неопределенной формы».

Цитата 3-а, очень похожее наблюдение

«Слова, написанные или произнесенные, не играют, видимо, ни малейшей роли в механизме моего мышления»       (Эйнштейн)

Комментарий: Это и сегодня не понятная до конца тайна мышления,  познания и творчества, отражающая интуитивный поиск сознанием некоей упорядоченной формы, до того (или вместо того), как форма начнет проявляться, материализоваться посредством слов или формул (как у Адамара или Эйнштейна) или звуков (как у Моцарта).

Цитата об этом же.

Цитата 4.

Мысль не выражается, а совершается в слове (Л.С. Выготский)

Цитата 6.

О «тайной силе каждого слова,  поставленного на своем месте...», говорил Буало.

Комментарий: Будучи частью (или элементом) структуры взаимозависимых коммуникативно-познавательных  программ, слово (а также словосочетание, фраза), вдобавок к своему «прямому» значению, приобретают значения дополнительные, «работая» на донесение авторских мотивов и целей (интенциональности).

II. Цитаты, иллюстрирующие особенности понимания и взаимопонимания

Цитата 1 (Чехов А.П.)
…Инженер Кучеров, строивший мост и проживающий с семьей рядом с деревней, на даче, сказал мужикам при встрече:

«…Каждый день у меня в саду и в лесу бывает ваше стадо. Все вытоптано, свиньи изрыли луг, портят в огороде, а в лесу пропал весь молодняк.  Каждый день у меня потрава, и я ничего, не штрафую вас, не жалуюсь, между тем вы загнали моих лошадей и бычка, взяли пять рублей. Разве это по-соседски? …Мы (с женой) относимся к вам по-человечески, платите и вы нам тою же монетой.

…Родион, который понимал то, что ему говорили, не так, как нужно, а всегда как-то по своему, вздохнул и сказал:

Платить надо. Платите, говорит, братцы, монетой…

…Почему же они не ужились и разошлись как враги? Что это был за туман, который застилал от глаз самое важное, и видны были только потравы, уздечки, клещи и все эти мелочи, которые теперь при воспоминании кажутся таким вздором?» (А.П. Чехов. Новая дача.)

Комментарий.  Перед нами случай неадекватного восприятия, которое создает в голове «туман», из-за которого не видно «самого важного» , то есть — интенциональности («равнодействующей мотивов и целей»). Подробнее можно прочитать вот в этой книге:

9298F9A1_3EC2_EA9E_356E_67514A08A69F_b

Цитата 2 (Ф.Бэкон).

«…Разум человека все привлекает для поддержки и согласия с тем, что он однажды принял… Каковы бы ни были сила и число фактов, свидетельствующих о противном, разум или не замечает их, или пренебрегает ими…» (Ф.Бэкон)

Комментарий. По сути дела, просветитель Ф.Бэкон дает описание не всех вариантов мыслительных процессов, а — наиболее распространенных, наиболее массовых, то есть а) частично адекватного восприятия и б) неадекватного.

Цитата 3. (Ф.Бэкон).

«Что же касается опровержения призраков, или идолов, то этим словом мы обозначаем глубочайшие заблуждения человеческого ума. Они обманывают не в частных вопросах, как остальные заблуждения, затемняющие разум и расставляющие ему ловушки; их обман является результатом неправильного и искаженного предрасположения ума, которое заражает и извращает все восприятия интеллекта. Ведь человеческий ум, затемнённый и как бы заслоненный телом, слишком мало похож на гладкое, ровное, чистое зеркало, неискаженно воспринимающее и отражающее лучи, идущие от предметов; он скорее подобен какому-то колдовскому зеркалу, полному фантастических и обманчивых видений.

Фотографии - Siddharta70 - The Same Moon

Идолы воздействуют на интеллект или в силу самих особенностей общей природы человеческого рода, или в силу индивидуальной природы каждого человека, или как результат слов, т. е. в силу особенностей самой природы общения. Первый вид мы обычно называем идолами рода, второй — идолами пещеры и третий — идолами площади. Существует ещё и четвертая группа идолов, которые мы называем идолами театра, являющихся результатом неверных теории или философских учений и ложных законов доказательства. Но от этого типа идолов можно избавиться и отказаться, и поэтому мы в настоящее время не будем говорить о нем. Идолы же остальных видов всецело господствуют над умом и не могут быть полностью удалены из него. Таким образом, нет оснований ожидать в этом вопросе какого-то аналитического исследования, но учение об опровержениях является по отношению к самим идолам важнейшим учением. И если уж говорить правду, то учение об идолах невозможно превратить в науку и единственным средством против их пагубного воздействия на ум является некая благоразумная мудрость. Полное и более глубокое рассмотрение этой проблемы мы относим к Новому Органону; здесь же мы выскажем лишь несколько самых общих соображений».  (Фрэнсис Бэкон, Великое Восстановление Наук, Сочинения в 2-х томах, Том I, М., «Мысль», 1977 г., с. 307-311).

P.S. Очищенное от всяких «идолов» восприятие Ф. Бэкон называл «чистым опытом». Возможно, он назвал бы таким термином и адекватное восприятие, которому учит (пытается учить) наш сайт .

Изображение 130

Цитата 4.

Знание только тогда знание, когда его получают своим умом, а не памятью.   (Л.Н. Толстой)

Комментарий. Это высказывание гениального классика целиком соответствует современным представлениям о механизмах/способах понимания. Путь (от частных случаев или набора отдельных словосочетаний к интенциональности, или смыслу) ум человека должен пройти самостоятельно; не обязательно заучивать/запоминить/зубрить результат, более важно освоить ментальный многоуровневый маршрут. Только в таком случае ум человека сможет этот путь повторить.

Цитата 5.

«Есть три разновидности людей:

— те, кто видят;
— те, кто видят, когда им показывают;
— и те, кто не видят.» (Леонардо Да Винчи)

Комментарий. По-моему, к этому гениальному наблюдению и добавить нечего, особенно для тех кто знаком с социоментальной дифференциацией (адекватное восприятие; частично адекватное восприятие; неадекватное восприятие). Подробнее можно прочитать вот в этой книге:

9298F9A1_3EC2_EA9E_356E_67514A08A69F_b

 Цитата 5а (очень похожая мысль)

«Радость видеть и понимать есть самый прекрасный дар природы». 

Альберт Эйнштейн

 

Цитата 6.

«Он был очень умен (И.А. Гончаров об японском губернаторе, 1854 год), а этого не уважать мудрено, несмотря на то, что ум свой он обнаруживал искусной диалектикой против нас же самих. Но каждое слово его, взгляд, даже манеры — все обличало здравый ум, остроумие, проницительность и опытность. Ум везде одинаков: у умных людей есть одни общие признаки, как и у всех дураков, несмотря на различие наций, одежд, языка, религий, даже взгляда на жизнь» (И.А. Гончаров, Фрегат Паллада)

Цитата 7.

«Разум есть способность видеть связь общего с частным» (И. Кант)

Комментарий. Главное здесь наблюдение Канта о необходимости для разума совершать многоступенчатые процессы.  Процесс понимания строится, как правило, как путь от деталей, подробностей, индивидуальных черт — к типичному, общему. Процесс творчества — такой же путь: от деталей подробностей (А. Ахматова: «Когда б Вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда…») — к принципиально новому, доселе не  существовавшему.

III . Цитаты, иллюстрирующие  феномен интенциональности 

Цитата 1.

«…Мысль изреченная есть ложь» (Ф.И. Тютчев)

Ф. И. Тютчев
«Silentium!»

Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои –
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, –
Любуйся ими – и молчи.

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи, –
Питайся ими – и молчи.

Лишь жить в себе самом умей –
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, –
Внимай их пенью – и молчи!..

Комментарий.  Для творчества особо значима не мысль,  не произнесенные слова, а интенциональность, а вот ее передать крайне сложно. Отсюда постоянный поиск совершенства, недовольства собой. (Т.А.)

Цитата 2. 

«Слова только мешают пониманию друг друга». (Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький принц)

Цитата 3.

«…Начался этот разговор (между Наташей и Пьером), противный всем законам логики, противный уже потому, что в одно и то же время говорилось о совершенно различных предметах. Это одновременное обсуждение многого не только не мешало ясности понимания, но, напротив, было вернейшим признаком того, что они вполне понимают друг друга… В этом общении, противном всем законам логики, последовательны и ясны НЕ РЕЧИ, А ТОЛЬКО ЧУВСТВО, КОТОРОЕ РУКОВОДИТ ИМИ»
(Л.Н. Толстой, Собр. соч., Т.7, С.296=297)

;) ;) ;)

Цитата 4.

Чехов о себе: «Меня часто спрашивают, что я хотел сказать тем или иным рассказом. На эти вопросы я не отвечаю никогда. Я ничего не хочу сказать. Мое дело писать, а не учить!.. И я могу писать про все, что вам угодно. Скажите мне написать про эту бутылку. И будет рассказ под таким названием: «Бутылка». Не надо мыслей. Живые, правдивые образы создают мысль, а мысль не создает образа.  Если я живу, думаю, борюсь, страдаю, то все это отражается на том, что я пишу. Зачем мне слова: идея, идеал? Если я талантливый писатель, то я все-таки не учитель, не проповедник, не пропагандист. Я правдиво, то есть художественно, опишу вам жизнь, и вы увидите в ней то, чего раньше не видали. Не замечали: ее отклонения от нормы, ее противоречия…»

(Авилова Л.А. Чехов в моей жизни)

Комментарий.  По сути дела, автор следует своей интенциональности (заметим, что не мысли, не идее, не идеалу!), а она у него гораздо глубже и оригинальнее, нежели у людей «обычных».  При этом он «видит» некий образ (форму, структуру) своей интенциональности, для «проявления» которой нужны мысли, слова, фразы и т.д. Это тайна творчества, перенимайте ее! Подробнее можно прочитать вот в этой книге:

9298F9A1_3EC2_EA9E_356E_67514A08A69F_b

Цитата 5.

«Написано: «В начале было слово», —
И вот уже одно препятствие готово:
Я слово не могу так высоко ценить.
Да, в переводе текст я должен изменить,
Когда мне верно чувство подсказало,
Я напишу, что мысль – всему начало.
Стой, не спеши, чтоб первая строка
От истины была недалека!
Ведь мысль творить и действовать не может!
Не Сила ли – начало всех начал?
Пишу и вновь я колебаться стал,
И вновь сомненье душу мне тревожит.
Но свет блеснул – и выход вижу смело,
Могу писать: «Вначале было дело!»»

(Иоганн Вольфганг Гете,  размышления Фауста)

Комментарий. Перед нами глубинный поиск первопричины. И далеко ли человечество продвинулись с тех пор?  Крайне интересна также оценка средств, позволяющих творение, проявление (слово? мысль? дело?). Сегодня я бы сказала, что искомое — это интенциональность, вот только — чья?.. Каких Высших сил? Только интенциональность дает стимул, толчок и для слова, и для дела. И еще, комментируя эту цитату классика, я бы сказала, что это прекрасная иллюстрация  поиска и выбора приоритетов (для понимания социальных процессов)  между  социальным действием  и социальной коммуникацией. Как известно, теория социального действия получила самое широкое развитие и распространение, в то время интерес к социальной коммуникации еще только набирает силу. (Т.А.)

;) ;) ;)

Цитата 6.
Они (Пьер и Наташа) разговаривали «… с необыкновенной ясностью и быстротой понимания и сообщая мысли друг другу путем, противным всем правилам логики, БЕЗ ПОСРЕДСТВА СУЖДЕНИЙ, УМОЗАКЛЮЧЕНИЙ И ВЫВОДОВ, а совершенно особенным способом».
(Л.Н. Толстой, «Война и мир», Собр соч, Т.7, С. 296)

Цитата 7.

«…Не только ее взгляд, но и восклицания, и короткие вопросы, которые она делала, показывали…, что из того, что он рассказывал, она понимала ИМЕННО ТО, ЧТО ОН ХОТЕЛ ПЕРЕДАТЬ. Видно было, что что она понимала не только то, что он рассказывал, но и то, что он ХОТЕЛ БЫ И НЕ МОГ ВЫРАЗИТЬ СЛОВАМИ».
(Л.Н. Толстой, «Война и мир», Собр соч, Т.7, С. 228)

Цитата 8.

Увалеченный восхитительный смыслом ее речей, я порой не слышал слов, которыми она его выражала

(Иоганн Вольфганг Гете. Страдания юного Вертера. С-Пб. Азбука. 2015. С.57.)

Цитата 9 (Об универсальной интенциональности человеческого бытия, отраженной в классической литературе) 

«…передо мной в каждой книге, прочитанной мною, воплощались законы той же судьбы, тот же дух приключений, который царил над жизнию человека, но истекая из какого-то главного закона жизни человеческой, который был условием спасения, сохранения и счастия»

(Ф. Достоевский. Неточка Незванова (в кн. Достоевский Ф.М. Игрок. Профиздат. 2008. с.262)

Цитата 10. (Об универсальности разных способов выражения и художественных стилей для передачи интенциональности) 

«…Древние воспринимали художественный образ архитектурного сооружения как «гласы чудные от вещей», подобные гласу труб, славящих Бога и святых». (100 великих чудес света / Сост. Н.А. Ионина. – М.: Вече 2008. С.291.

Цитата 11. «Русская идея» (о специфике российской интенциональности) 

«Они ни за что и никогда не поверят, что мы воистину можем участвовать вместе с ними и наравне с ними в дальнейших судьбах их цивилизации. Они признали нас чуждыми своей цивилизации, пришельцами, самозванцами. Они признают нас за воров, укравших у них их просвещение, в их платья перерядившихся. Турки, семиты им ближе по духу, чем мы, арийцы. Всему этому есть одна чрезвычайная причина: идею мы несем вовсе не ту, чем они, в человечество — вот причина! И это несмотря на то, что наши «русские европейцы» изо всех сил уверяют Европу, что у нас нет никакой идеи, да и впредь быть не может, что Россия и не способна иметь идею, а способна лишь подражать, что дело тем и кончится, что мы всё будем подражать и что мы вовсе не азиаты, не варвары, а совсем, совсем как они, европейцы. Но Европа нашим русским европейцам на этот раз, по крайней мере, не поверила. Напротив, в этом случае она, так сказать, совпала в заключениях своих с славянофилами нашими, хотя их не знает вовсе и только разве слышала об них кое-что. Совпадение же именно в том, что и Европа верит, как и славянофилы, что у нас есть «идея», своя, особенная и не европейская, что Россия может и способна иметь идею. Про сущность этой идеи нашей Европа, конечно, еще ничего не знает, — ибо если б знала, так тотчас же бы успокоилась, даже обрадовалась. Но узнает непременно когда-нибудь, и именно когда наступит самая критическая минута в судьбах ее». (Ф.М. Достоевский, «Дневник писателя», 1881, январь).

 Цитата 12. Интенция «все плохо»

«…Михаил Федорович злословит, Катя слушает, и оба не замечают, в какую глубокую пропасть мало-помалу втягивает их такое, повидимому, невинное развлечение, как осуждение ближних. Они не чувствуют, как простой разговор постепенно переходит в глумление и в издевательство и как  оба они начинают пускать в ход даже клеветнические приемы»

Чехов А.П. Скучная история. Собр. Соч., Т. 6. М. С. 305

И далее, реакция старого профессора:

-Замолчите, наконец! Что вы сидите тут, как две жабы, и отравляете воздух своими дыханиями? Довольно!  (Там же, С. 306).

;) ;)

 Цитата 13. Еще пример интенции «все плохо»

«…Кузьма ходил как маятник из угла в угол и говорил: -А песни? Все одно, все одно: «мачеха — лихая да алчная», «свекор — лютый да придирчивый», свекровь опять-таки «лютая», «сидит на печи словно сука на цепи», золовки непременно «псовки да кляузницы», деверья «злые насмешники», муж — «либо дурак, либо пьяница», ему «свекор-батюшка вялит жану больней бить, шкуру до пят спустить», а невестушка этому самому батюшке «полы мыла — во щи вылила, порог скребла — пирог спекла», к муженьку же обращается с такой речью: «Встань. постылый, пробудися, вот тебе помои — умойся!»…

(И.А. Бунин. Деревня. Собр. соч. в 4 томах. Т. 2. М., 1988. С. 123)

;) ;) ;)

III . Цитаты, иллюстрирующие  феномен понимания (момент озарения) 

Цитата 1.

«…Самое важное в искусстве – ничем не обусловленный момент узнавания, которому ничто не предшествует, но сердце сжимается. Без него литература невозможна. И этот момент всегда сопряжен со страданием. Как у ученых, когда они бьются над решением какой-то задачи – и вдруг приходит озарение. То же и в музыке. Есть такое у Шостаковича, например: слушаешь – и вдруг замирает сердце. Момент просветления, недостижимый путем логических рассуждений. Момент, когда человек, запертый в своем существовании, выходит на пределы времени. Нужна молния, вспышка прозрения. В конечном счете, время – не главное. Это всего лишь средство – нужна же нам хоть какая-то система координат. Вот и возникли настоящее, прошедшее и будущее, а на самом деле времени нет».
Ласло Краснахоркаи. «Если есть язык, на который меня стоит переводить, так это русский» / Иностранная литература, 2013, № 4, С.81.

Комментарий. Любое понимание, постижение — это творчество ( в сознании «выстраивается» некая виртуальная структура; это непросто, получается не у всех); любое творчество — это понимание (своего внутреннего мира, того, как именно его выразить).  Момент понимания сродни озарению, инсайту. Во время занятий, где обсуждаются смысловые доминанты тех или иных произведений, я неоднократно наблюдала, как у человека в момент постижения начинают блестеть глаза, оживляется лицо; ему интересно.

;) ;) ;)

Понятно, что еще больший восторг испытывает автор, творец: его посещает озарение, понимание того, что удалось подняться на новую, доселе не освоенную интенциональную (мотивационо-целевую)  высоту. Широко известный пример —  цитата из письма А.С. Пушкина другу поэту Вяземскому: «Ай да Пушкин! Ай да сукин сын!» (об окончании работы над романтической трагедией «Борис Годунов»)

;) ;) ;)

Цитата 2.
«Опять Шопен не ищет выгод,
Но окрыляясь на лету,
Один прокладывает выход
Из вероятья в правоту.» (Б. Пастернак)
Комментарий. Речь идет о внутренних ощущениях человека относительно о взаимосвязи межу процессом творчества и моментом постижения:

Мир Мистики * Лунные дни.

Цитата 3.
«В нет росли и переливались
Волны внутренней правоты«. (О. Мандельштам)
;) ;) ;)

Об особенностях ума человека, адекватно воспринимающего окружающий мир и себя в нем:

«У него был тот ум, который дается одновременно как тонко развитому, так и мужику, ум, который, не тратясь на роскошь, прямо обращается в житейскую потребность. Это больше, нежели здравый смысл, который никогда не мешает хозяину его, мысля здраво, уклоняться от здравых путей жизни.

Это ум – не одной головы, но и сердца, и воли. Такие люди не видны в толпе, они редко бывают на первом плане. Острые и бойкие умы, с бойким словом, часто затмевают блеском такие личности, но эти личности большей частью бывают невидимыми вождями или регуляторами деятельности и вообще жизни целого круга, в который поставит их судьба» (об Иване Ивановиче Тушине)

И.А. Гончаров. Обрыв. Собр. соч. в восьми томах. Т.6, М., 1954. С.106.

из словаря В.Даля. Пословицы русского народа:

«Встарь люди бывали умней, а теперь веселей.»

Комментарий: Согласно нашим иследованиямм, установка на развлечение действительно снижает качество понимания

Наблюдение Н.С. Лескова о том, что непонимание случается даже там, где его, казалось бы, не должно быть:

«Писание не всякому дано разуметь, а неразумевающему и в молитве бывает затмение: иной слышит глашение о «великия и богатыя милости» и сейчас полагает, что это о деньгах, и с алчностью кланяется» (слова героя повести старовера Марка).

Николай Семенович Лесков. Запечатленный ангел» / Н.С.Лесков. Рассказы. М., «Советская Россия», 1981, С. 155.

One thought on “Из классиков

  1. Какая изумительная идея! Цитаты-иллюстрации очень кстати, с ними проще разъяснить людям проблемы понимания и взаимопонимания. Тамара Завеновна, спасибо огромное! Нам это пригодится и для тренингов с сотрудниками, и для работы с читателями-подростками на библиотечных занятиях. Думаю, иллюстрации будут также интересны и педагогам-словесникам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *