Практикум

ПРАКТИКУМ

Эта страничка предназначена для конкретной практической помощи в проверке и развитии навыков понимания в сфере коммуникации.  Ваших собственных навыков, если Вы хотите самостоятельно сделать такую проверку. Или если Ваша задача – проверка навыков понимания у других людей: например, Вы исследователь и проводите комплексный опрос со специальными вопросами и тестами. Или если Вы преподаватель и проводите такие занятия со студентами или школьниками.

Это своего рода обучающий интеллектуальный тренинг. Положительные сдвиги в развитии навыков понимания, равно как и подтверждение высокого уровня своих врожденных способностей  приносят человеку реальное удовольствие и радость, что мы неоднократно наблюдали.

Такие опросы и такие занятия успешно проводятся в разных городах и разных вузах. И даже, по специальным методикам, в детских садах. Но пока очень и очень редко. Для того чтобы сделать их более массовыми, мы помещаем на сайт использованные нами в анкетах тексты, частично сами анкеты  и методику анализа полученных в анкетах интерпретаций этих текстов.

Заодно напоминаем, что на нашем сайте есть раздел для занятий по развитию навыков понимания у дошкольников (см. в меню «Добрая книга»). Там же есть и популярный блок теории, о «горке понимания» на которую нужно взобраться, он может пригодиться и Вам, если Вы захотите познакомиться с теорией.
С теорией вы можете познакомиться и в других разделах  меню нашего сайта, например, на страничке «Давайте обсудим!», или в разделе «Публикации». Или в учебнике «Социальные коммуникации», он несколько раз переиздавался, в том числе в 2020 году.

Совсем немного теории мы все же приведем, для новичков.  

1)    В любом целостном и завершенном произведении всегда имеется некий смысловой конструкт, или виртуальная мотивационно-целевая структура коммуникативно-познавательных программ, ориентированных на авторскую интенцию «равнодействующую  мотивов и целей» автора.

2) Типовая мотивационно-целевая структура целостного, завершенного произведения (его «костяк», ментальная форма) состоит  из нескольких уровней:
1-й уровень – авторская интенциональность («равнодействующая мотивов и целей»);
2-й уровень – тезисы и антитезисы;
3-й уровень – аргументы;
4-й уровень – иллюстрации;
5-й уровень фоны (детали, подробности и т.д.)
6-й уровень – фоны к фонам.
Каждому отдельному произведению присуща своя индивидуальная структура со своим собственным набором уровней и особенностей их взаимодействия между собой.

3)    Авторская интенциональность, или «равнодействующая мотивов и целей»  и есть главный смысл произведения: это то, что автор хотел сказать, передать, выразить, что у него получилось, что «сказалось».

4)    Понимание связано с умением человека  «увидеть» авторскую интенциональность; к сожалению, такие навыки встречаются реже, чем хотелось бы.

5) В зависимости от степени ментального «подъема» по мотивационно-целевой структуре различают:
адекватное восприятие (высокий уровень коммуникативных навыков);
частично адекватное восприятие (средний уровень коммуникативных навыков);
неадекватное восприятие (низкий уровень коммуникативных навыков). 

6)    У любого человека есть право иметь собственную точку зрения по отношению к тому, что хотел сказать автор, однако адекватное понимание автора и интерпретирование – это две разные ментальные процедуры, понимание не надо подменять произвольным интерпретированием.

7)   В идеале (при адекватном восприятии) человек, во-первых,  «видит» то, что хотел сказать автор (понимает главный смысл произведения), и, во-вторых, имеет собственную точку зрения, соглашаясь или не соглашаясь с автором.

Варианты ментального  «освоения» исходящей от коммуникатора мотивационно-целевой структуры 

Уровни мотивационно-целевой структуры Типичные варианты ответов на вопрос о главном смысле воспринятого произведения  Уровни понимания
Уровень 1 – авторские мотивы и цели (интенциональность автора) Интерпретирование с элементами формулировки авторских мотивов и целей Адекватное
Уровень 2 — тезисы Преимущественный пересказ содержания с сообщением тезисов и аргументов, но без акцентирования авторских целей и мотивов. Банальные сентенции, поверхностно или неточно отражающие авторскую интенциональность. Частично адекватное
Уровень 3 – развертывание тезисов, аргументы
Уровень 4 – иллюстрации Пересказ, при котором из структуры воспринятого текста «выхватываются» отдельные факты, никак не связанные с авторскими целями и мотивами, и вводятся в собственную систему ценностей и выводов. Неадекватное
Уровни 5, 6  –  фоны, фоны к фонам: подробности, детали и т.д.

Тексты и вопросы из наших анкет:

I.  Прочтите, пожалуйста, текст:

Притча «Мудный странник Бо»

Один человек, наслышанный о мудрости странника Бо, узнал, что тот находится в городе, и посетил его в скромном гостевом доме на краю города. Странник Бо что-то искал в своей котомке и жестом пригласил его к разговору, не прерывая своего занятия:
— О, достопочтенный странник Бо! Я много наслышан о твой мудрости. Меня мучает вопрос о судьбе. Я прочитал много книг и разговаривал со многими мудрецами в нашем городе, но ни один из них не разрешил моих сомнений. Одни из них говорят, что судьба подобна реке и что нужно смириться с этим и плыть по течению. Другие говорят, что нужно бороться с течением, быть сильным и мужественным, чтобы противопоставить себя стихии. Так скажи мне, странник, куда же нужно плыть: по течению судьбы или против?
— Извини, я, наверное, прослушал, – ответил странник Бо, не переставая что-то искать. –Ты уже сказал, куда тебе нужно попасть?

1.1. Наш вопрос такой: “Как Вы думаете, какова главная мудрость, гланое назидание, содержащиеся в этой притче?

Поскольку у нас ПРАКТИКУМ, предлагаем Вам сначала  мысленно ответить на наш вопрос (проверить себя), а уже потом читать дальше

Мотивационно-целевая структура притчи

«Мудрый странник Бо»

 1-й уровень (авторская интенциональность):
Судьба человека тесно взаимосвязана с целями, которые он себе поставил (словесно не выражена)

2-ой уровень – тезис:
Без определения цели нет смысла решать вопрос о методах (словесно не выражен)

3-й уровень – аргументы
аргумент№1: есть человек, который сомневается, что плыть по течению верно для судьбы
контраргумент: книги и мудрецы этот метод поддерживают

Аргумент №2: есть человек, который сомневается, что противопоставить себя стихии полезно для судьбы
Контраргумент: книги и мудрецы этот метод поддерживают

Аргумент №3. Для мудреца Бо, чтобы дать совет, важно сначала узнать, куда этому человеку нужно попасть, то есть узнать о цели, какую тот определил для себя (это же практически и тезис)

4-й уровень —  фоны:
обстоятельства беседы: скромный гостевой домик на краю города, молчаливый мудрец Бо (жестом пригласил к разговору), котомка, в которой он что-то ищет.

5-й уровень —  фоны к фонам:
Мудрец Бо занят постоянным внутренним поиском, котомка – символ.

Типичные варианты интерпретирования притчи «Мудрый странник Бо»

1)    Адекватное восприятие:

…Каждый из нас должен иметь цель, которая приведет в «то самое» место (19 лет, студент вуза).
…Сначала выбери путь, потом способ, чтобы пройти его (19 лет, студентка вуза).
…Это исключительность человека как существа, единственного среди прочих живых существ, способного выбирать цель своей жизни (22 года, студентка вуза).
…Не надо много рассуждать, а просто идти к намеченной цели (23 года, студентка вуза).
…Прежде, чем выбирать дорогу, надо определить, куда идти. Цель, к которой мы стремимся, должен быть основным ориентиром, а не путь (легкий или тернистый), который ведет неизвестно куда (21 год, студентка вуза).
…Главное – твоя цель, то, чего ты хочешь достичь в итоге, а не способы и средства ее достижения  (19 лет, студентка вуза).

2)    Частично адекватное восприятие:

…Каждый человек сам делает выбор  (18 лет, студентка вуза).
…Ответы на главные в жизни вопросы может найти только сам человек. Каждый занят своей жизнью (19 лет, студентка вуза).
…Каждый сам управляет своей судьбой (19 лет, студентка вуза).

3)    Неадекватное восприятие:

…Чему быть, тому не миновать  (19 лет, студентка вуза ).
…Человек задал мудрецу вопрос. Мудрец прослушал. Нужно меньше размышлять, а делать то,  что должно (19 лет, студент вуза).
…Этот странник – мудрец – сомнительный факт  (19 лет, студент вуза).
…Если и есть понятие судьбы, но все равно, нужно бороться за свое счастье (19 лет, студентка вуза). 

Продолжим наш ПРАКТИКУМ.

П. Прочите, пожалуйста. еще один текст:

Незнакомка (А.Блок)

По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.
Вдали, над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной,
И раздается детский плач.
И каждый вечер, за шлагбаумами.
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.
Над озером скрипят уключины,
И раздается женский визг,
А в небе, ко всему приученный,
Бессмысленно кривится диск.
И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной,
Как я, смирён и оглушен.
А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
«In vino veritas!»* кричат.
И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.
И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.
В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.
1906 г.
———————————-
* «Истина в вине!» (лат.)

2.1. Наш вопрос такой: “Как Вы думаете, что то  самое главное, что  хотел сказать (передать, сообщить, выразить) автор этого произведения”?

И опять прежде, чем читать дальше, проверьте себя, попробуйте ответить мысленно на наш вопрос!

Мотивационно-целевая структура стихотворения  А. Блока «Незнакомка»

 1-й уровень (авторская интенциональность):
передать двойственное состояние: уныние, деградация (декадентское настроение) и, одновременно,  тоску по возможному другому миру.

2-ой уровень – тезисы
мир пошл, скучен, бездуховен.

2-ой уровень – антитезис:
есть идеальный мир, где живут прекрасные незнакомки, есть счастье и любовь.

3-й уровень – аргументы и, одновременно, 4-й уровень – иллюстрации к тезису:
картины пошлости, пьянства, разврата, одиночество

3-й уровень – антиаргументы:
идеальный мир только в мечтах, он скорее снится, мерещится, представляется

4-й уровень – иллюстрации
к тезису:
картины пошлости, пьянства, разврата, одиночество
к аргументам: мечта, видение не совсем реальной девушки

5-й уровень —  фоны:
к тезису:
детали к иллюстрациям (звуки, воздух, природа, красные глаза окружающих)

к антитезису: описание внешности, одежды и т.д. прекрасной незнакомки

6-й уровень — фоны к фонам:
к тезису и аргументам: духовный всплеск заканчивается классическим «Истина в вине», то есть безнадежностью и неопределенностью (что типично для декадентского направления).

к контртезису и контраргументам: предположение, что человек все же властен в своем счастье.

 

Типичные варианты интерпретирования стихотворения

А. Блока «Незнакомка»

1)    Адекватное восприятие:

…Мужчина, будучи одурманенным атмосферой вечера и содержимым своего стакана, борется с порывом души – узнать таинственную незнакомку. От него требуется принятие волевого решения (21 год, студентка вуза).
…Автор описывает мрачный страшный мир, в котором ощущение тоски, отчаянья и грусти стоит выше, чем красота и светлые чувства. Но образ прекрасной незнакомки преображает как чувства, так и язык поэта, она вселяет в него веру во что-то светлое. Но потом все же общество, мрачное и темное, побеждает его чувства, побеждает образ незнакомки (19 лет, студентка вуза).

2)    Частично адекватное восприятие:

…Автор хотел передать чувство, когда человек заинтересован, влюблен (20 лет, студентка вуза).
…Думаю, мимолетное, едва уловимое прекрасное – главное в этом стихотворении (18 лет, студентка вуза).
…Автор опровергает ужасающий его мир, но появляется незнакомка, которая будит его светлые чувства. Во всем ужасном есть что-то прекрасное (19 лет, студентка вуза).
…Описание незнакомки (19 лет, студент вуза).
…Главный герой отчаялся от одиночества. Автор хотел передать, как ему наскучило все это, но ему встречается незнакомка – символ женственности, любви (23 года, студентка вуза).
…Дело не в том, какой образ жизни ведут окружающие люди, выбор за тобой (22 года, студент вуза).
…Среди неприятного, обыденного может возникнуть что-то чистое и светлое… (23 года, студентка вуза).
…Автор хотел рассказать о падении нравов  (20 лет, студентка вуза).

3)    Неадекватное восприятие:

…Незнакомка – образ смерти. Вино – помощник, чтобы ее увидеть (20 лет, студентка вуза).
…Алкоголизм – это не болезнь (19 лет, студент вуза)
…Существует множество интерпретаций данного стихотворения. Для Блока оно знаковое, поскольку обозначило переход от образа прекрасной Дамы (чистой, недосягаемой, цельной) к образу прекрасной Незнакомки (земной, имеющей простые человеческие качества). Самое главное здесь – это то, что лирический герой уже не имеет страха перед героиней, здесь акцент сделан именно на субъективное восприятие, на ассоциативный ряд, на то, что герой хранит тайну: цельность чувства, образа, который возникает в воображении при виде незнакомки (19 лет, студентка вуза).
…Несмотря на пугающее действие алкоголя, в нем таится какая-то истина (22 года, студент вуза)
…Ключ к истине в вине… (19 лет, студентка вуза).
…Иногда озарение может прийти в обычный вечер за бокалом вина (19 лет, студент вуза).

…Измена. Противопоставляет темную и светлую стороны жизни (19 лет, студентка вуза).

…Каждый может и должен распоряжаться своей жизнью так, как ему хочется (19 лет, студентка вуза).

…Это особое положение поэта, который в отличие от обывателя достигает истины в результате употребления вина, а не ищет удовольствия, веселья или развлечения… ( 27 лет, студентка вуза).

…Автор сообщает, что важно проводить время за раздумьями, оценивая то, что происходит вокруг. Для этого не обязательно сидеть в шумной компании, можно в тихой обстановке пить вино (19 лет, студентка вуза).

Что он сидит пьяный, испытывающий чувства к умершей. Он встречает в пьяном угаре возлюбленную, и это его мучает (18 лет, студент вуза).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *